Пятница, 29.03.2024, 03:39
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТКРОЙ СВОИ ДОРОГИ С НАМИ!

Навигация

Сигналы светофора и регулировщика

В понимании водителя чаще всего понятие "регулирование" ассоциируется с перекрестком, но это не совсем так. Регулирование -  явление более широкое и охватывает ситуации, совершенно не связанные с проездом перекрестков. Так например, с помощью светофора можно регулировать встречный разъезд на узких участках дорог, всем известно также и регулирование проезда через железнодорожные переезды. Таким же образом можно сказать, что да регулировщик чаще всего появляется на перекрестке, но может регулировать движение в принципе на любом участке дороги, дежурный по железнодорожному переезду наделен полномочиями регулировщика... Но обо всем по порядку. 

Светофорное регулирование

Светофорное регулирование является самым распространенным. Официально все светофоры делятся на транспортные и пешеходные, мы же для удобства поделим их на:

  • транспортные,
  • реверсивные,
  • для трамваев и маршрутных транспортных средств, 
  • железнодорожные, 
  • пешеходные.

Особо распространятся о пешеходных светофорах мы не будем, вы знакомы с ними с детства. Нужно лишь добавить то, что регулируют они движение именно пешеходов. а не водителей!

Транспортные светофоры

Светофоры этой группы используются для регулирования очередности движения всех транспортных средств. Устанавливаться они могут как справа, так и слева по ходу движения, также они могут вывешиваться непосредственно над проезжей частью, в том числе и горизонтально. В случаях, когда обзор основного светофора затруднен, могут использоваться специальные дублирующие светофоры (рис. 1, д), они несколько меньше по размеру и устанавливаются ниже, в прямой видимости водителя.



Рис. 1 «Транспортные светофоры»
А — с вертикальным расположением;
Б — с дополнительными секциями;
В — с горизонтальным расположением;
Г — с регулированием движения по направлениям;
Д — дублирующие;


Все мы с детства знаем, что красный сигнал светофора является запрещающим и двигаться на него нельзя, а зеленый сигналразрешающий, а вот о желтом сигнале светофора в каждой группе я слышу, что этот сигнал является предупреждающим. Запомните, предупреждающих сигналов не существует! Желтый сигнал светофора является запрещающим, двигаться на него нельзя. В правилах дорожного движения есть одно отступление, касающееся желтого сигнала светофора: если при включении желтого сигнала водители не могут остановиться не прибегая к экстренному торможению им разрешается продолжить движение. Водители пытаются пользоваться этим пунктом по поводу и без, вылетая на перекресток на желтый сигнал, провоцируя или попадая в аварию. Однако я бы рекомендовала вам заранее оценивать возможность смены сигналов и ни в коем случае не увеличивать скорость перед перекрестком, тогда у вас всегда будет возможность плавно прекратить движение перед перекрестком. Желтый мигающий сигнал светофора сообщает водителю о том, что регулирование отсутствует. Движение нерегулируемое.

Сочетание красного и желтого сигналов светофора является запрещающим, информирует водителя о скорой смене на разрешающий — повод приготовиться к движению, но трогаться еще нельзя.

Зеленый мигающий сигнал светофораразрешающий, предупреждает водителя о скорой смене на запрещающий. В этой ситуации стоит оценить расстояние до перекрестка и скорость движения, и если есть возможность плавно остановиться, то лучше прекратить движение.

Особого внимания заслуживают светофоры, оборудованные дополнительными секциями. Следует заметить, что дополнительные секции всегда зеленые и могут работать в двух режимах: с основным зеленым и основным красным. В любом случае, основные сигналы светофора устанавливают очередь проезда, а дополнительные секции распределяют эту очередь по направлениям.


Включение дополнительных секций с основным зеленым сигналом светофора


При таком режиме работы светофора двигаться можно только прямо. В иных направлениях при работающей соответствующей секции (в направлении стрелок в работающих секциях) или в сторону отсутствующей секции. Обратите внимание, стрелки необязательно должны присутствовать в секциях, при их отсутствии достаточно знать с какой стороны от основного сигнала светофора расположена дополнительная секция.



Рис. 2 Светофоры, оборудованные дополнительными секциями в режиме, когда включен основной зеленый сигнал светофора.

Вариант А — Двигаться можно в любом направлении.
Вариант Б — Двигаться можно только прямо, налево и в обратном направлении.



Включение дополнительных секций с основным красным сигналом светофора

В этом режиме работы светофора двигаться можно только в направлении стрелок в работающих секциях,
уступив дорогу всем тем, кто двигается на основной зеленый сигнал светофора.

Рис. 3 Светофоры, оборудованные дополнительными секциями в режиме, когда включен основной красный сигнал светофора.

Вариант А
При таком включении светофора водителю зеленого автомобиля горит зеленый основной сигнал светофора, он может двигаться в любом направлении (в нашем случае налево). Водителям красного и желтого автомобилей горит основной красный сигнал и дополнительные секции разрешают движение прямо и налево. Соответственно водители красного и желтого автомобилей могут проехать перекресток, но обязаны пропустить водителя зеленого авто.

Вариант Б
В этом случае водителю зеленого автомобиля включен красный сигнал светофора и он не может проехать перекресток. Так же не может двигаться и красный автомобиль т.к. со средней полосы возможен поворот налево или разворот, но дополнительная секция отключена. И только водитель желтого автомобиля может продолжить движение.

Как видите в этой ситуации водитель желтого автомобиля может двигаться прямо всегда (и на основной красный и зеленый сигналы светофора) сделано это не случайно - позади мост и скопление автомобилей на нем недопустимо.


Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных ТС, двигающихся по выделенной полосе

Особый светофор, выполненный в виде  буквы Т с  сигналами бело-лунного цвета регулирует движение трамваев и маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной полосе (полоса для маршрутных транспортных средств). Понять работу такого светофора проще простого: включенный нижний фонарь говорит о том, что двигаться можно, три верхних фонаря говорят куда при этом можно двигаться (левый - налево или в обратном направлении, средний - прямо, правый - направо). Если нижний фонарь не горит - сигнал запрещающий.




Рис. 4 Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных транспортных средств, двигающихся по выделенной полосе.
Вариант А — запрещающий сигнал светофора
Вариант Б — разрешает движение прямо и направо

Эти светофоры не распространяют свое действие на других участников движения. Возникает вопрос: зачем тогда вам знать их сигналы? Все просто - для того чтобы вы могли решить нужно ли, допустим, пропустить трамвай, сначала нужно решить можно ли этому трамваю вообще двигаться...



Рис. 5 Очередность проезда перекрестка, регулируемого Т-образным светофором.


В данной ситуации Т-образный светофор светофор запрещает движение трамвая, а обычный транспортный светофор разрешает движение безрельсовым транспортным средством. Таким образом, первым проедет перекрестоу водитель синего автомобиля.
Если бы на Т-образном светофоре был включен разрешающий сигнал для трамвая, первым проехал бы перекресток трамвай, а уже затем автомобиль.


Жесты регулировщика

Из группы в группу мне приходится слышать, что жесты регулировщика просто не поддаются объяснению, их невозможно запомнить, регулировщик показывает жесты не описанные в правилах и т.п... Все не так уж плохо и если немного постараться все очень легко запоминается. Просто к светофорам вы привыкли с детства, а вот регулировщик не самое частое явление в нашем городе, хотя есть перекрестки где он появляется достаточно часто.

Существует один запрещающий жест регулировщика — вертикально поднятая вверх рука, этот жест по сути очень напоминает желтый сигнал светофора: он запрещает въезд на перекресток, но позволяет тем, кто на перекрестке находится покинуть его.

Остальные жесты мы для простоты дальнейшего разговора пронумеруем, их всего три:
  • Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение направо (по рукавам).
  • Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны — разрешает движения прямо или направо (по рукавам).
  • Регулировщик обращен к водителю левым боком, правая рука вытянута вперед, левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение в любых возможных направлениях.

Настала пора разобраться каким образом складывается поведение тех или иных участников движения в зависимости от жеста регулировщика.

Жесты регулировщика для безрельсовых транспортных средств

Запомнить жесты регулировщика действительно не трудно: достаточно знать два "положения":
Если рука регулировщика указывает на вас — двигаться можно (напоминаю, опущенная или отведенная в сторону рука регулировщика это одно и тоже), с учетом положения на проезжей части.
Двигаться можно только в том направлении, чтобы не "пересечь" руки регулировщика.


Жест №1



Рис. 6 Жест регулировщика №1

Пользуясь вышеописанными "положениями" попробуем проанализировать эту схему:
1. на обоих водителей направлена рука регулировщика, т.е. ехать они могут
2. не пересекая рук двигаться можно только направо, но водитель желтого автомобиля направо повернуть не может т.к. находится не на той полосе (поворот направо выполняется с крайнего правого ряда).

Вывод: на предложенном рисунке может продолжить движение только зеленый автомобиль и только направо.

Жест №2


Рис. 7 Жест регулировщика №2

Подобным образом анализируем этот жест регулировщика:
1. рука регулировщика направлена на обоих водителей (опущенная и отведенная в сторонц рука - одно и тоже) значит двигаться им можно.
2. не пересекая рук регулировщика можно продолжить движение только прямо или направо, но водитель желтого автомобиля из указанного положения поворот направо выполнить не имеет права.

Вывод: на представленной схеме водитель желтого авто может продолжить движение только прямо, водитель зеленого - прямо или направо.

Жест №3


Рис. 8 Жест регулировщика №3


Ну вот и полседний жест, пойдем тем же путем, что и в предыдущих случаях:
1. рука регулировщика направлена на обоих водителей (опущенная и отведенная в сторонц рука - одно и тоже) значит двигаться им можно.
2. не пересекая рук регулировщика можно продолжить движение во всех направлениях, в том числе и выполнить разворот.

Вывод: на представленной схеме с учетом положения на дороге водитель желтого авто может продолжить движение прямо, налево и в обратном направлении, водитель зеленого - прямо или направо.



Жесты регулировщика для
трамваев

Запомнить жесты регулировщика для трамваев не сложнее, более того, наверное даже проще... Запомните одно простое правило: "трамвай ходит из руки в руку", т.е. каждый жест регулировщика для трамвая - одно единственное направление движения, одной рукой регулировщик как-бы зовет трамвай, а другой показывает куда можно поехать.

Решая задачи, в которых присутствуют трамваи и регулировщик, ученики часто испытывают затруднения, причина которых - попытка решить задачу "одним махом", увидел и сразу выдал ответ. Так оно потом и будет, но в начале нужно привыкнуть, гораздо проще будет решить задачу частями: отдельно для трамвая и отдельно для автомобилей, а затем уже устанавливать общую очередь.



Рис. 9 Жесты регулировщика (Пример №1)

Итак, для трамвая этот жест разрешает движение направо, двигаться прямо трамваю нельзя.
Для автомобиля этот жест так же разрешает поворот направо, выполнить поворот можно.
Складываем две половинки и получаем, что автомобиль едет первым, а трамвай ждет своего разрешающего жеста.



Рис. 10 Жесты регулировщика (Пример №2)


В этой ситуации жест регулировщика разрешает трамваю проехать перекресток в прямом направлении, туда он и собирается - двигаться трамваю можно
Легковому автомобилю жест разрешает продолжить движение прямо или направо - выполнить поворот авто можно.

В результате получается, что можно ехать и трамваю и автомобилю, но трамвай в равных условиях на движение имеет преимущество, соответственно первым проедет перекресток трамвай, а затем автомобиль.

Поиск
Форма входа
Статистика
Реклама

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz